О муфтах-тормоз

МУФТА-ТОРМОЗ — это жестко сблокированный фрикционный многодисковый механизм, который приводится в действие подачей сжатого воздуха через воздухоподводящую головку ГВП (ГВП 16-1, ГВП 16-2, ГВП 25), состоит из ведущей, ведомой и тормозной частей.

В соответствии с передаваемым крутящим моментом (Мкр., кгс*м) от маховика на эксцентриковый вал имеется линейка муфт-тормоз:
-Муфта-тормоз УВ-3132 — 160 кгс*м
-Муфта-тормоз УВ-3135 — 315 кгс*м
-Муфта-тормоз УВ-3138 — 630 кгс*м
-Муфта-тормоз УВ-3141 — 1250 кгс*м
-Муфта-тормоз УВ-3144 — 2500 кгс*м
-Муфта-тормоз УВ-3146 — 4000 кгс*м

                                                                                                                                                 Рис.1 Общий вид муфты-тормоза.

В ведущую часть входят ведущие диски 14 с фрикционными накладками.
В ведомую — ступица 11 с неподвижно присоединенным поршнем 9, цилиндр 8, перемещающийся вдоль оси, опорные диски 4 муфты и тормоза, установленные на резьбе ступицы и поршня; нажимной диск 3 тормоза, жестко установленный на цилиндре; промежуточный диск 13 муфты.
В тормозную — тормозной диск 2 с фрикционными накладками.

Работа муфты-тормоза происходит следующим образом: сжатый воздух через воздухоподводящую головку ГВП и эксцентриковый вал поступает в пневмокамеру 10, перемещая цилиндр 8 вдоль оси эксцентрикого вала сторону муфты и зажимая ведущие диски 14. Диски муфты связаны с постоянно вращающимся маховиком через пальцы. Вращение через ступицу передается на вал. При выпуске сжатого воздуха из пневмокамеры под воздействием пружин 12 цилиндр возвращается в сторону тормоза и зажимает тормозной диск2, связанный подвижно в осевом и неподвижно в радиальном направлениях с неподвижной частью машины — станиной 1. Происходит торможение ведомых частей.


Основные элементы муфты-тормоз УВ-3132, УВ-3135, УВ-3138, УВ-3141, УВ-3144, УВ-3146 :


1. Диск опорный (гайка) УВ3132-00Б-105, УВ3135-00Б-105, УВ3138-00Б-105, УВ3141-00Б-105, УВ3144-00Б-105, УВ3146-00Б-105
Производится методом отливки из серого чугуна, проходит обработку на токарном универсальном станке, завершающая стадия покраска.




2. Поршень УВ3132-00Б-102, УВ3135-00Б-102, УВ3138-00Б-102, УВ3141-00Б-102, УВ3144-00Б-102.

Фотография 8 Изготовление: отливка проходит черновую, получистовую и чистовую обработку на токарном универсальном станке, сверловка отверстий и фрезерование пазов производится на станке с ЧПУ за одну установку, чтобы выдержать точное расположение отверстий и пазов.



















3. Цилиндр УВ3132-00Б-103, УВ3135-00Б-103, УВ3138-00Б-103, УВ3141-00Б-103, УВ3144-00Б-103. Производится отливка заготовки, токарная обработка, сверловка отверстий, долбление зуба на зубодолбёжном станке, шлифовка на карусельно-шлифовальном станке.

Фотография 9 Фотография 10



4.Ступица УВ3132-00Б-101, УВ3135-00Б-101, УВ3138-00Б-101, УВ3141-00Б-101, УВ3144-00Б-101.




5.Диск прижимной (комплект из 3-х шт) УВ3132-00Б-009, УВ3135-00Б-009, УВ3138-00Б-009, УВ3141-00Б-009, УВ3144-00Б-009 Производство: вырубка на гильотине из листового металла, выточка внутреннего отверстия на токарном станке, сверлоака отверстий под втулки на станке с ЧПУ (точная выдержка межцентровых расстояний), шлифовка поверхностей, наклепка фрикционных накладок (кольца, либо секторы) УВ 3132-00-009/801, УВ 3135-00-009/801, УВ3138-00-009/801, УВ3141-00-009/801В, УВ3144-00-009/801, УВ3146-00-009/802





6.Диск зубчатый УВ3132-00Б-406, УВ3135-00Б-406, УВ3138-00Б-406, УВ3141-00Б-406, УВ3144-00Б-406

Фотография 17 Изготавливается из листового металла, токарная обработка наружной и внутренней поверхности, шлифовка, нарезка зуба.





















Основные размеры муфт-тормоза.


                  Таблица 1. Основные размеры муфты-тормоз                                      Рис.2 Основные размеры муфт-тормоз


Сборка муфты-тормоз производится на специальном стенде, чтобы собрать все детали воедино без перекосов и задиров металла на рабочих поверхностях сборочных деталей.

Фотография 20 Фотография 21

В структуре современных кривошипных прессов предусмотрено наличие таких узлов как фрикционные муфта включения и тормоз, отказы в работе которых приводят к тяжелым последствиям для операторов. Для сокращения времени остановки элементов привода и исполнительного механизма после включения муфты в прессах устанавливают тормозные устройства, поглощающие энергию останавливаемых частей и преобразующие ее в тепловую энергию. Тепловая энергия рассеивается в окружающем пространстве. Кроме того тормозные устройства обеспечивают удержание элементов исполнительного механизма в положении соответствующем верхнему положению ползуна.

Надежность работы тормозных устройств важнейшее условие безопасной работы на кривошипных прессах. Тормоз маховика предназначен для прекращения работы пресса, на перерыв или при необходимости реверса вращения привода.

В настоящее время на рынке можно встретить бывшие в употреблении или восстановленные муфты-тормоз, где применяются детали, которые частично выработали свой ресурс, что грозит не только выходом из строя самой детали и дорогостоящего эксцентрика вала на прессе, но и аварийной ситуацией на производстве.

Эксплуатация муфты-тормоз.

В процессе эксплуатации муфты-тормоза, как и в любом механизме происходит износ трущихся деталей. Прежде всего изнашиваются фрикционные вкладыши (накладки) — это приводит к увеличению хода цилиндра, как в сторону муфты, так и в сторону тормоза.

Увеличение хода цилиндра 8 (см. рис. 1) в сторону муфты ведет к блокировке включения муфты, так как нажимной диск 3 тормоза соприкасается тыльной стороной с торцом 5 поршня 9, но при этом включение тормоза сохраняется, потому что величина хода цилиндра в сторону тормоза 4 мм и в сторону муфты 1-2 мм без учёта холостого хода исключает сдваивание ходов машины. Штифт 7 в планке 6 препятствует её выпаданию при неплотной затяжке крепежных болтов.

Для того чтобы муфта-тормоз исправно работала и развивала требуемое усилие нужно производить её регулировку. Изначальный оптимальный ход цилиндра 8 (см. рис. 1) должен быть 1-2 мм, а по мере износа накладок может доходить до 4 мм. Если при ходе цилиндра 4 мм нажимной диск 3 тормоза, жестко закрепленный на цилиндре, упрется в торец 5 поршня 9, но муфта при этом не включится, значит необходима регулировка муфты-тормоза. Регулировать муфту-тормоз рекомендуется при достижении хода цилиндра 3,5 мм.

Регулировка хода цилиндра производится следующим образом:

1. Производится замер величины зазора А (рис.7) между нижним диском тормоза и поршнем через боковое отверстие цилиндра. Этот размер в отрегулированных муфтах-тормоз должен быть 4 мм.
2. Определяется необходимая величина перемещения перемещения цилиндра в сторону муфты. Эта величина составляет А=4мм.
3. Нужно отогнуть концы стопорной планки 6 (см.рис.1) на опорном диске 4 тормоза, отпустить болты на 5-6 мм и снять планку А (рис.7)









           Рис. 7. Регулировка хода цилиндра.











4. Включить муфту.
5. Повернуть опорный диск тормоза по ходу резьбы в сторону муфты на величину, определенную в п.2, согласовывая с шагом резьбы опорных дисков.

Модель муфты-тормоза

Шаг резьбы, мм

УВ3132 3
УВ3135 3
УВ3138 3
УВ3141 3
УВ3144 4
УВ3146 4

6. Совместить паз на опорном диске с пазом на поршне.
7. Вставить планку, завернуть болты и застопорить.
8. Отключить муфту.
9. Отогнуть концы стопорной планки, отпустить болты на 5-6 мм и снять планку на опорном диске муфты, аналогичном опорному диску тормоза.
10. Провернуть опорный диск муфты по ходу резьбы в сторону цилиндра до получения зазора b = 1-2 мм между цилиндром и поверхностью накладки ведомого диска.
11. Совместить паз на опорном диске муфты с пазом на ступице 11 (рис.1)
12. Вставьте планку, заверните болты и застопорите. Муфта-тормоз отрегулирована.

Правила установки муфты-тормоз на кузнечно-прессовое оборудование (КПО).

Установка состоит из нормализованной сборочной единицы «Муфта-тормоз», воздухоподводящей головки и маховика, опорами которого являются радиальные шарикоподшипники, насаженные на втулку. Втулка устанавливается на эксцентриковый вал.

Перед тем, как установить муфту-тормоз

Муфта-тормоз насаживается на ведомый вал пресса, ведущие диски муфты нужно посадить на пальцы маховика, а диск тормоза на пальцы, закреплённые на станине.

Установка муфты-тормоза на эксцентриковый вал с подшипниками скольжения производится по схеме на рис.3,4; в остальных случаях по схеме рис. 5,6.


            Рис.3. Установка муфты-тормоза посредством пальцев.                           Рис.4. Установка муфты-тормоза на валу тормозного диска,                                                                                                                                          соединённого со станиной через кронштейн.


      Рис.5. Установка муфты-тормоза на валу, разгруженном от                        Рис.6. Установка муфты-тормоз на валу, разгруженном от зубчатого,       маховика, с соединением тормозного диска со станиной через втулку.        колеса, с соединением тормозного диска со станиной через кронштейн и                                                                                                                                                                                маховик.

В структуре современных кривошипных прессов предусмотрено наличие таких узлов как фрикционные муфта включения и тормоз, отказы в работе которых приводят к тяжелым последствиям для операторов. Для сокращения времени остановки элементов привода и исполнительного механизма после включения муфты в прессах устанавливают тормозные устройства, поглощающие энергию останавливаемых частей и преобразующие ее в тепловую энергию. Тепловая энергия рассеивается в окружающем пространстве. Кроме того тормозные устройства обеспечивают удержание элементов исполнительного механизма в положении соответствующем верхнему положению ползуна.

Надежность работы тормозных устройств важнейшее условие безопасной работы на кривошипных прессах. Тормоз маховика предназначен для прекращения работы пресса, на перерыв или при необходимости реверса вращения привода.

В настоящее время на рынке можно встретить бывшие в употреблении или восстановленные муфты-тормоз, где применяются детали, которые частично выработали свой ресурс, что грозит не только выходом из строя самой детали и дорогостоящего эксцентрика вала на прессе, но и аварийной ситуацией на производстве.